Новости

В редакцию обратился житель Нязепетровска А. П. Мыльников с просьбой разъяснить простым языком, что представляет собой бюджет Нязепетровского муниципального района на 2016 год. Выполняем его просьбу.

Помогла разобраться в сложном вопросе заместитель главы Нязепетровского муниципального района по финансовым вопросам Лидия Валентинована Нечаева. Она отметила:

— В сложившихся в 2016 году жестких экономических условиях мы будем обеспечивать сбалансированное, взвешенное исполнение бюджета муниципального района. Просчитываем варианты получения дополнительных доходов и варианты сокращения расходной части при негативном развитии событий — невыполнении доходной части бюджета.

Впрочем, сразу нужно предупредить читателей, что полной и абсолютной картины дать не удастся, поскольку бюджет — гибок, и то, что планируется изначально, как правило, значительно отличается то того, что получается по факту.

Многое зависит от того, удастся Нязепетровскому району войти в областные программы или нет, и если удастся, то сколько именно денег получим. Мы сумели лишь очертить общие принципы формирования бюджета и обозначили финансовую ситуацию в районе на начало года.


Заместитель главы Нязепетровского района по финансовым вопросам Л. В. Нечаева ухаживает за денежным деревом в своем кабинете

Бюджет муниципального района — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. А проще говоря, это смета доходов и расходов на очередной финансовый год.

Основные параметры бюджета Нязепетровского муниципального района на 2016 год: доходы — 565 443, 7 тыс. руб., расходы — 564 010, 9 тыс. руб., профицит — 1432, 8 тыс. руб.

 

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ?

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства.

Доходы состоят из собственных налоговых и неналоговых поступлений и средств, поступающих из областного бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.

 

Налоговые поступления:

  • налог на доходы физических лиц,
  • доходы от акцизов на нефтепродукты,
  • налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, единый сельхозналог),
  • госпошлина.

Неналоговые поступления

  • доходы от муниципального имущества (арендная плата за земельные участки, помещения и пр.),
  • платные услуги (родительская плата за питание школьников, содержание детей в детских садах и пр.),
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов,
  • штрафы.

Дотации — (от латинского «dotatio» — дар, пожертвование) — предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Бытовой пример: вы даете своему ребенку деньги на «карманные расходы».

Субвенции — (от латинского «subvenire» — приходить на помощь) — предоставляются на финансирование переданных полномочий. Бытовой пример: вы даете своему ребенку деньги и посылаете его в магазин купить продукты строго по списку.

Субсидии — (от латинского «subsidium» — поддержка) — предоставляются на условиях долевого софинансирования расходов. Бытовой пример: ребенок накопил сколько-то денег, а вы добавили ему, чтобы хватило на новый сотовый телефон.

ЧТО ИМЕЕМ: ДОХОДЫ

Структура доходов бюджета Нязепетровского муниципального района на 2016 год в сравнении с 2015 годом (тыс. руб.)

Многие обратят внимание, что доходная часть 2016 года по собственным доходам выросла по сравнению с 2015 годом на 16%. Это связано в основном со следующими причинами:

  • с ростом фонда оплаты труда, в том числе за счет дополнительных отчислений от повышения на 5% заработной платы работников бюджетной сферы, которое произошло с 1 июля 2015 года;
  • с изменением норматива отчислений от налога на доходы физических лиц. Если в 2015 году от всей суммы собранного налога в бюджет района поступало 63,49%, то в текущем году — 76,09%;
  • с планируемым повышением родительской платы за питание школьников.

В первоначально утвержденном бюджете планируется, что общая сумма доходов в текущем году будет ниже, чем в прошлом, на 6%. Это связано с тем, что на момент утверждения бюджета нельзя твердо сказать, в какие областные программы удастся войти Нязепетровскому району. В случае, если район будет включен в программы, сумма поступлений из областного бюджета будет увеличена, а в районный бюджет будут внесены изменения. Тем не менее в первоначально утвержденном бюджете поступления из областного бюджета составляют львиную долю доходов — 76%.

Ожидается, что Нязепетровский муниципальный район получит областные средства в виде:

  • дотаций — 18 млн. 827 тыс. руб.;
  • субсидий — 118 млн. 775 тыс. рублей;
  • субвенций на осуществление государственных полномочий областного уровня — 289 млн. 747,7 тыс. руб.;
  • межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек — 5,9 тыс. руб.;
  • межбюджетных трансфертов из бюджетов городского и сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения (городские полномочия на водоснабжение и по функциям контрольно-счетной палаты) — 3 063,5 тыс. руб.

НА ЧТО И КАК МЫ ТРАТИМ ДЕНЬГИ: РАСХОДЫ

Расходы бюджета муниципального района на 2016 год планируются в объеме 564 млн. 010,9 тыс. руб. с увеличением на 7,5% к первоначальному плану 2015 года.

Профицит бюджета составляет 1432,8 тыс. руб., эти средства будут направлены на уплату муниципального долга по взятым ранее кредитам.

Диаграмма расходов бюджета на 2016 год (утвержденный план), тыс. руб.

 

Самые значительные расходы очередного финансового года направлены на:

  • оплату труда работников бюджетных учреждений и органов местного самоуправления — 135 712,5 тыс. руб. (что на 4338,7 тыс. руб. или на 3,3% выше уровня 2015 г.);
  • расчеты за топливно-энергетические ресурсы бюджетных учреждений и органов местного самоуправления — 43 105,7 тыс. руб. (на 3778,2 тыс. руб. или на 9,6% больше, чем в 2015 г.).
  • Рост произошел по ряду причин. В их числе повышение тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2015 г., ввод в эксплуатацию новых учреждений образования (детские сады в д. Сухово и с. Арасланово) и др.
  • на финансирование 24 муниципальных программ — 26 424,3 тыс. руб. (на 8578,6 тыс. руб. или на 48% больше, чем в 2015 г.).

Расходы на заработную плату и топливно-энергетические ресурсы составляют 67% от всех собственных доходов с добавлением дотаций от областного бюджета. По сравнению с предыдущим годом они значительно выросли, что уменьшило и без того скудные возможности бюджета.

Поэтому для изыскания средств на развитие района было принято решение об уменьшении общего фонда оплаты труда учреждений на 3%. Конечно, это приведет к оптимизации расходов учреждений. Сэкономленные средства будут направлены на финансирование муниципальных программ. Это важно, поскольку на многие программы можно добиться выделения средств из областного бюджета только на условиях софинансирования, то есть если какую-то часть расходов район готов оплатить сам и если эти средства уже заложены в бюджет.

Таким образом средства будут потрачены на развитие образования, культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта, здравоохранения, в том числе на ремонт детской консультации, приобретение жилья молодым семьям, развитие дорожного хозяйства, повышение безопасности дорожного движения, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, водоснабжение, поддержку малого и среднего бизнеса, автоматизацию бюджетного процесса.

Направления расходования средств за счет собственных поступлений и областных средств, выделенных на зарплату и ТЭРы, млн. руб.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В бюджете Нязепетровского района на 2016 год запланированы средства на реализацию 24 муниципальных программ в размере 26424,3 тыс. руб. Наиболее значительные из них:

  • «Развитие дорожного хозяйства» — 6400 тыс. руб.;
  • «Чистая вода» — 3288 тыс. руб.;
  • «Развитие образования» — 1250 тыс. руб. (с перспективой выделения средств из областного бюджета на реконструкцию СОШ №1);
  • «Безопасность в образовательных учреждениях» — 2865 тыс. руб.;
  • «Укрепление материально-технической базы МБУЗ «Нязепетровская ЦРБ» — 1600 тыс. руб. (заложены на новую детскую консультацию);
  • «Организация отдыха и занятости детей и подростков в каникулярное время» — 1200 тыс. руб.;
  • «Развитие малого и среднего предпринимательства» — 1000 тыс. руб.;
  • «Организация питания школьников» — 2000 тыс. руб.;
  • «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ» — 990 тыс. руб. (из них 700 тыс. руб. — на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и 290 тыс. руб. — на оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий).

Подготовила Алена ПАНКРАТОВА


Категории:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить картинку


Комментарии